Олимпиада по литературе 11 класс

Олимпиадные задания по литературе для 11 класса


      Задание 1.


Перу какого поэта принадлежит стихотворение, начинающееся словами:

«Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало…»?


      Задание 2.


Назовите автора повестей «Левша», «Тупейный художник», «Зверь»?


      Задание 3.


Кому из свой друзей – декабристов Пушкин послал стихотворение «В Сибирь»? Как оно начиналось?


      Задание 4.


Какой эпиграф выбрал Пушкин к повести «Капитанская дочка»?


      Задание 5.


Откуда эти строки:

а)
Любви все возрасты покорны;
Но юным, девственным сердцам
Её порывы благотворны,
Как бури вешние полям.

б)
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь:
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью как – нибудь.

в)
У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;

г)
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

д)
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.

е)
Учись, мой сын: наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни.

ё)
Москва… Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось,
Как много в нём отозвалось.

ж)
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы
Как сон, как утренний туман.

з)
Его убийца хладнокровно,
Навёл удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьётся ровно
В руке не дрогнул пистолет.

и)
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? На зимние квартиры?


      Задание 6.


Назовите автора, название произведения

а)
Это был человек лет тридцати двух – трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно – серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет беспечности.

б)
Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щёк у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные. Движений лишних у него не было.

в)
…отвернув воротник балахона, показал… всё своё лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.


      Задание 7.


По приведённым фрагментам определите автора и название произведения. Какие приёмы фольклорной (народной) поэтики использует поэт в приведённых отрывках? Дополните полученный список, назвав ещё несколько приёмов.
Каким размером написано произведение? Какими причинами определяется выбор размера?

А.
В каком году – рассчитывай,
В какой земле угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков.

Б.
Ой, тени! Тени чёрные!
Ой, избы, избы новые!



В.
Пришла пора – сказался снег!
Он смирен до поры;
Летит – молчит, лежит – молчит,
Когда умрёт, тогда ревёт.

Г.
Шли долго ли, коротко ли,
Шли близко ли, далёко ли…


      Задание 8.


Восстановите из приведённых ниже существительных и прилагательных названия произведений русской литературы.
Укажите автора каждого произведения.

а)
бахчисарайский, страшный, самоотверженный, первый, верный, доходный, бедный, тупейный, каменный, обыкновенный;

б)
художник, любовь, место, месть, фонтан, гость, люди, история, заяц, Трезор.


      Задание 9.


Из названных предметов гардероба составьте костюмы для литературных героев, имена которых приведены.
Какому литературному персонажу принадлежат оставшиеся вещи? Назовите произведение и автора.

Пёстрая рубашка с тугими воротничками, серый сюртук с прорехой под мышкой, летний пиджак светло – коричневого оттенка, утренний в английском вкусе костюм, сиреневые жувеневские перчатки, фрак брусничного цвета с искрой, шинель на больших медведях, шерстяная радужных цветов косынка, небрежно повязанный галстучек, маленькая феска, серый жилет с медными пуговицами, круглая щегольская шляпа.

Лужин «Преступление и наказание», Захар «Обломов», Павел Петрович «Отцы и дети».


      Задание 10.


Напишите стихотворение на тему «Каникулы», которое будет одновременно удовлетворять все следующим условиям:

а)
стихотворный размер – трёхстопный анапест;

б)
строфическая форма – катрен;

в)
рифмовка опоясывающая;

г)
использование анафоры.

Олимпиадные задания для 11 класса по литературе


      Задание 1.


В каких произведениях звучат эти скрипки?
Назовите авторов.

1.1.
Всех одолевало желание петь. Сашка, размякший от пива, от собственной доброты и от той грубой радости, которую доставляла другим его музыка, готов был играть что угодно. И под звуки его скрипки охрипшие люди нескладными деревянными голосами орали в один тон, глядя друг другу с бессмысленной серьезностью в глаза

1.2.
... музыка плывет по степи. Хорошая музыка! Кровь загоралась в жилах от нее, и звала она куда-то. Всем нам, мы чуяли, от той музыки захотелось чего-то такого, после чего бы и жить уж не нужно было, или, коли жить, так - царями над всей землей, сокол!... «Кто это делал тебе скрипку такую звонкую и чуткую?" А тот смеется: "Я сам делал! И сделал ее не из дерева, а из груди молодой девушки, которую любил крепко, а струны из ее сердца мною свиты.

1.3.
Оркестр чужо смотрел,
как выплакивалась скрипка
без слов,
без такта,
и только где-то
глупая тарелка
вылязгивала:
"Что это?"
"Как это?"

1.4.
"Не правда ль, больше никогда
Мы не расстанемся? довольно?.."
И скрипка отвечала да,
Но сердцу скрипки было больно.
Смычок все понял, он затих,
А в скрипке эхо все держалось...
И было мукою для них,
Что людям музыкой казалось.


      Задание 2.


Какие из представленных в списке литературных имен являются подлинными, а какие — псевдонимами?
Запишите псевдонимы, расшифровывая их

Игорь Северянин, Алексей Пешков, Александр Гликберг, Константин Бальмонт, Велимир Хлебников, Борис Бугаев,
Борис Пастернак, Максим Горький, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Саша Черный, Игорь Лотарев.


      Задание 3.


Сгруппируйте названия и фамилии в три раздела, относящиеся к литературным течениям Серебряного века.
Назовите эти течения

«Весы», «Аполлон», «Скорпион», Гилея, «Цех поэтов», «Садок судей II», Давид Бурлюк, Осип Мандельштам,
Владимир Соловьев, Вечная Женственность, «самовитое слово», конквистадор.


      Задание 4.


О каких достижениях человечества метафорически говорит В. Брюсов в стихотворении «Хвала человеку»? Прокомментируйте ответ

А).
Сквозь пустыню и над бездной
Ты провел свои пути,
Чтоб нервущейся, железной
Нитью землю оплести

Б).
В древних, вольных Океанах,
Где играли лишь киты,
На стальных левиафанах
Пробежал державно ты.

В).
Змея, жалившего жадно
С неба выступы дубов,
Изловил ты беспощадно,
Неустанный зверолов.
И шипя под хрупким шаром,
И в стекле согнут в дугу,
Он теперь, покорный чарам,
Светит хитрому врагу.

Г).
Верю, дерзкий! Ты поставишь
Над землей ряды ветрил,
Ты своей рукой направишь
Бег в пространстве, меж светил,-
И насельники вселенной,
Те, чей путь ты пересек,
Повторят привет священный:
Будь прославлен, Человек!


      Задание 5.


Среди элементов композиции каждого из произведений один назван ошибочно. Выпишите его

А).
Горький.Драма «На дне» : список действующих лиц, ремарки, монологи, диалоги, замечания для господ актеров.
Б).
Бунин. «Антоновские Яблоки»: Развернутые пейзажные зарисовки, рефрены, эпиграфы, обращения к прошлому.
В).
Куприн. «Гранатовый браслет»: Интерьер, портрет главного героя, развернутый эпилог, вставные новеллы о любви.


      Задание 6.


Сочините или процитируйте четверостишье, удовлетворяющее следующим условиям:

1) Размер - 4-стопный хорей,
2) чередование мужской и женской рифм (клаузул),
3) способ рифмовки кольцевой(опоясывающий).
В четверостишье есть: 4)эпитет, 5)сравнение, 6)анафора и 7)антитеза.


      Задание 7.


Предложите свой вариант литературного анализа стихотворения.

Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаенной печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали.
Приди на рассвете на склон косогора,-
Над зябкой рекою дымится прохлада,
Чернеет громада застывшего бора,
И сердцу так больно, и сердце не радо.
Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь.
Безглагольность покоя.

Луга убегают далёко-далёко.
Во всем утомленье - глухое, немое.
Войди на закате, как в свежие волны,
В прохладную глушь деревенского сада,-
Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,
И сердцу так грустно, и сердце не радо.
Как будто душа о желанном просила,
И сделали ей незаслуженно больно.
И сердце простило, но сердце застыло,
И плачет, и плачет, и плачет невольно.
(К. Бальмонт).


Задания олимпиады по литературе в 11 классе


--------------------------------------------------------------

Олимпиада по литературе 7 класс

Олимпиада по литературе 8 класс

Олимпиада по литературе 9 класс

Олимпиада по литературе 10 класс

Олимпиада по литературе для студентов 1 курса

Олимпиада по литературе для студентов 2 курса



Н а в е р х