Олимпиада по литературе 9 класс

Олимпиадные задания по литературе для 9 класса


      Задание 1.


Приведены цитаты, в которых один литературный герой говорит о другом.
Назовите имена героев, автора и название произведения.
Объясните смысл названия произведения.
Кого еще из литературных героев можно было назвать так же?

"Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. По сесть час, кроме задов, новой строки не разберет, да и зады мямлит, прости господи, без складу по складам, без толку по толкам". "Мой ... из-за книги не встает по суткам. Материно мое сердце. Иное жаль, жаль, да подумаешь: зато будет и детина хоть куда". "Странное дело ... как родня на родню походить может... наш весь в дядю. И он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости".


      Задание 2.


В каких произведениях В.А. Жуковский и А.С. Пушкин обращаются к сюжетам мифов и античной литературы?
Приведите примеры.
С какой целью они это делают?


      Задание 3.


Придумайте несколько пар рифм, характерных для элегии.
Какими эпитетами можно охарактеризовать состояние лирического героя элегии?


      Задание 4.


Выделите в тексте тропы и стилистические фигуры.
Назовите их и определите стилистическую роль.

Взошла заря. Дыханием приятным
Сманила сон с моих она очей;
Из хижины за гостем благодатным
Я восходил на верх горы моей;
Жемчуг росы по травкам ароматным
Уже блистал младым огнем лучей,
И день взлетел, как гений светлокрылый!
И жизнью все живому сердцу было.

Я восходил; вдруг тихо закурился
Туманный дым в долине над рекой;
Густел, редел, тянулся и клубился,
И вдруг взлетел, крылатый, надо мной,
И яркий день с ним в бледный сумрак cлился,
Задернулась окрестность пеленой,
И, влажною пустыней окруженный,
Я в облаках исчез, уединенный.


      Задание 5.


В русской драматургии хорошо известен такой прием создания комического эффекта, как "говорящие фамилии".
Он использовался и А.С. Грибоедовым в "Горе от ума", и Н.В. Гоголем в "Ревизоре".
Однако перепутать "говорящие фамилии" этих драматургов невозможно. Почему?
Каковы принципы создания "говорящих фамилий" этих авторов?
Смоделируйте несколько "говорящих фамилий", используя те же принципы.


Ответы к олимпиаде по литературе 9 класс


Задание 1.

Д.И. Фонвизин "Недоросль". Во всех цитатах говорится о Митрофане. Слова принадлежат Кутейкину, госпоже Простаковой и ее мужу. Недорослем называет себя Петруша Гринев, герой повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".

Задание 2.

В.А. Жуковский обращался к мифологическим сюжетам в балладах ("Кассандра", "Ахилл", "Эолова арфа" и т.д.). Он подчеркивает "вечность" тех проблем, к которым обращались когда-то в мифах и античной литературе. Кроме того, они лучше всего характеризуют "разорванное сознание" романтика. А.С. Пушкин пишет такие стихотворения, как "Арион", "Аквилон" и т.д. Для него это чаще всего своеобразный "эзопов язык".

Задание 3.

Для элегического героя характерно состоянии меланхолии, "сладкой грусти", томления, уныния, печали. Он постоянно помнит о бренности земного существования, а потому грустит и томится жизнью. Его окружает сочувствующая его печали природа. Возможные пары рифм: воспоминанье - страданье, светило - озлатило, умирает - угасает, покой - с рекой и т.д. Для элегии характерны точные рифмы.

Задание 4.

Метафора:     дыхание зари, гость благодатный, жемчуг росы
Эпитет:     приятным, благодатным, туманный, крылатый, бледный, живое, светлокрылый
Олицетворение:     сманила сон, взлетел, задернулась пеленой
Сравнение:     блистал младым огнем лучей, как гений светлокрылый
Оксюморон:     влажная пустыня
Полиптотон:     жизнью - живому
Рефрен:     я восходил
Асидентон:     густел, редел, тянулся
Антитеза:     густел, редел, тянулся и клубился

Задание 5.

А.С. Грибоедов старается "зашифровать" порок своих героев, переводя слово на другой язык. Кроме того, в "Горе от ума" все "говорящие фамилии" связаны с одной сферой - речи героев. Н.В. Гоголь в "говорящих фамилиях" указывает не на порок героев (порок у них один - взяточничество), а их "азарт", особого рода привычку героев, определяющую его психологический феномен.

Примеры заданий к олимпиаде по литературе 9 класс


      Задание 1.

Один герой из – за неё, «гадкой», не пошёл гулять по бульвару и из – за этого потерял «милую княжну»; другой изменил с ней своей «серпянке», а когда потерял её, умер в горячке. Кто она?


      Задание 2.

Какие герои русской литературы видели вещие сны или «сны в руку»? Перечислите героев и их сны.


      Задание 3.

Кто он? Назовите героя, произведение и автора.

Но не прошло, можете себе представить, двух месяцев, как появилась в рязанских лесах шайка разбойников, а атаман – то этой шайки был, сударь мой, не кто другой.


      Задание 4.

Пушкинские герои часто меняют прежний образ жизни, становясь как бы «самозванцами». Кто из них станет:

а) крестьянкой;
б) цыганом;
в) разбойником;
г) царём?


      Задание 5.

Назовите автора и заглавие произведения, откуда приведены строки:

а) Как труп в пустыне
б) Хладный труп его похоронили ради Бога
в) Мы видели их мёртвые трупы
г) Труп уже стоял перед ним на самой черте


      Задание 6.

Перед вами известный центон – составленное из разных известных поэтических отрывков произведение. Ваша задача – узнать, какие строчки, из каких произведений здесь приведены. Вы можете продолжить этот центон и получить дополнительные баллы, если используете ещё одну поэтическую цитату.

В июне, в самый зной, в полуденную пору,
Сыпучими песками в гору,
Из дальних странствий возвратясь,
По улицам Слона водили,
Как видно, – напоказ, –
Известно, что слоны в диковинку у нас, –
Так за слоном толпы зевак ходили;
Какой – то Повар – грамотей
С поварни побежал своей,
Со всех дворов собак сбежалося с полсотни,
Как вдруг из подворотни
Проказница Мартышка,
Осёл,
Козёл
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука,
Однажды Лебедь. Рак и Щука


      Задание 7.

Укажите название цитируемого стихотворения, стихотворный размер, виды использованных в приведённых строках тропов.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.


      Задание 8.

Разгадайте перевёртыши, заменив слова контекстуальными антонимами.

а) Долгожданный хозяин лучше русского.
б) Мужик на телегу – коню тяжелее.
в) Отобраной птицы в уши глядят.
г) Чужие звери – не поладим.
д) Когда ближе к полю – меньше деревьев.
е) Валяется кокос – можно выпить.


      Задание 9.

Напишите литературоведческую статью «Эпиграмма».


Задания олимпиады по литературе в 9 классе


--------------------------------------------------------------

Олимпиада по литературе 7 класс

Олимпиада по литературе 8 класс

Олимпиада по литературе 10 класс

Олимпиада по литературе 11 класс

Олимпиада по литературе для студентов 1 курса

Олимпиада по литературе для студентов 2 курса



Н а в е р х