Олимпиада по литературе для студентов 2 курса

Олимпиадные задания на знание теории литературы для студентов 2 курса


I. Олимпиадные задания на знание теории литературы


1. Определите стихотворный размер приведенного отрывка из стихотворения К. Бальмонта «Новолуние»:


Серп луны молодой

Вместе с пышной звездой

В голубой вышине

Ярко видится мне.

Ответ:     Дактиль.



2. Как называется трехсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге?

Ответ:     Амфибрахий

3. Напишите для словаря литературоведческих терминов статью «Прототип».




Ответ:     Прототип - (от греч. prototypon - прообраз) - реальное лицо, представление о котором послужило автору основой для создания литературного характера, типа. В одних случаях писатель обобщает в литературном типе черты, рассеянные в массе людей определенного социального слоя (например, чиновники из «Ревизора» Н.В. Гоголя, крестьяне Н.А. Некрасова), в других - отправляется от прототипа (например, герои «Войны и мира» Л.Н. Толстого, Мересьев из «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого), а иногда изображает реальных людей под их истинными именами (например, Пугачев у А.С. Пушкина).



4. В чем разница между гиперболой и гротеском? Какую роль они играют в произведении художественной литературы?

Ответ:     Гипербола преувеличивает силу, размер, вид изображаемого, чтобы усилить, усугубить впечатление читателя, затронуть его сознание и чувства. Если же художник с этой же целью придумывает искусственные, фантастические, мистические явления, события, детали, то это гротеск: резко преувеличенное изображение, в котором причудливо сочетаются реальное и фантастическое, вымышленное.



5. Назовите первый психологический роман в русской литературе.

Ответ:     «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова.



6. Какой символический смысл имеет название драматического произведения А.Н. Островского «Гроза»?

Ответ:     Гроза - символ греха, возмездия и покаяния; гроза символизирует состояние, в котором находится Катерина.



7. Определите стихотворный размер приведенного отрывка:

Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей.

К чему бесплодно спорить с веком?

Обычай деспот меж людей.

Ответ:     Ямб.



8. Найдите в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...» метафоры, поясните, как вы понимаете их смысл и как они образованы.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос.

Теперь уж пусто все - простор везде,

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь -

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

Ответ:     День хрустальный - значит, воздух свеж и прозрачен, подобно хрусталю, будто что-то хрупкое, что в любую минуту может исчезнуть, расколоться, минуть.



Бодрый серп - олицетворение, бодр крестьянин, в руках которого это орудие труда, стремившийся быстрее до ненастья убрать урожай.



Паутины тонкий волос - скрытое сравнение, волосы бывают у человека, но нити сентябрьской паутины похожи на тонкие волосинки; эта метафора - одухотворение природы, сравнение ее с красивой женщиной, распустившей длинные волосы.



Праздная борозда - полевые работы закончились, земля отдыхает до весны, поэтому борозда названа праздной (как человек).



Льется чистая и теплая лазурь - замечательная метафора, рисующая необычайный простор полевой России, когда дали необъятны и небо сливается с полем. Лазурь названа теплой не для характеристики оттенка цвета (голубой - холодный цвет), а чтобы передать последнее тепло осеннего солнца, тепло более мягкое, чем летом, будто обволакивающее со всех сторон.



9. Определите художественные средства выразительности, используемые поэтом С.А. Есениным для создания образа:


1)

Рассвет рукой прохлады ровно

Сшибает яблоки зари.

2)

Синь то дремлет, то вздыхает.

3)

Как сережки зазвенит девичий смех.

4)

В водах ложных звенящая борозда.

Ответ:     1) Олицетворение. 2) Метафора. 3) Сравнение (метафоричное). 4) Эпитет.

10. По приведенному ниже определению установите, о каком литературоведческом понятии идет речь.



- один из тропов, разновидность метонимии, перенесение значения одного слова на другое на основе замены количественных отношений: часть вместо целого («Белеет парус одинокий» - М.Ю. Лермонтова - вместо лодки - парус); единственное число вместо множественного («И раб судьбу благословил» - «Евгений Онегин» А. С. Пушкина; «Но старость ходит осторожно /И подозрительно глядит». - А.С. Пушкин, «Полтава», песнь 1-я; «Отсель грозить мы будем шведу» - А.С. Пушкин, «Медный всадник»); целое берется вместо части («Его зарыли в шар земной, /А был он лишь солдат» - С. Орлов).

Ответ: Синекдоха.

11. В отечественном литературоведении универсальным определением специфики толстовского психологизма стало понятие «диалектика души». Объясните значение этого определения.

Ответ:     «Диалектика души» указывает на внимание Л.Н. Толстого к «самому психологическому процессу, его законам», постоянной сменяемости и противоречивости мыслей, чувств, настроений, эмоций и т. п. Однако любое состояние персонажей подается в авторской оценке, как истинное или ложное, фальшивое или естественное, должное или недолжное. Мысли и чувства человека передаются автором в движении. Это определяет изображение внутреннего мира человека в толстовском романе.



II. Олимпиадные задания на умение анализировать текст.



1. Анализ эпизода.

Прочитайте фрагмент из романа И.А. Гончарова «Обломов». Объясните смысл, художественное своеобразие и роль приведенного ниже эпизода в произведении.



Слушая жену, Андрей пытался разобраться в ее чувствах к Обломову:

- Хочешь, я скажу тебе, отчего он тебе дорог, за что ты еще любишь его?

Она кивнула в знак согласия головой.

- За то, что в нем дороже всякого ума: честное, верное сердце! Это его природное золото; он невредимо пронес его сквозь жизнь. Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало сердце его, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и никто не совлечет на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдет навыворот - никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно... Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе! Его сердце не подкупишь ничем; на него всюду и везде можно положиться. Вот почему ты осталась верна и почему забота о нем никогда не будет тяжела мне. Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца тише, светлее и проще; многих любил я, но никого так прочно и горячо, как Обломова. Узнав раз, его разлюбить нельзя. Так это? Угадал?

В ее воспоминании воскресло кроткое, задумчивое лицо Обломова, его нежный взгляд, покорность, потом его жалкая, стыдливая улыбка, которою он при разлуке ответил на ее упрек... ей стало так больно, так жаль его...

- Ты его не оставишь, не бросишь? - говорила она...

- Никогда! Разве бездна какая-нибудь откроется неожиданно между нами, стена встанет...

Она поцеловала мужа.

- В Петербург ты возьмешь меня к нему?

Он нерешительно молчал.

2. Анализ стихотворения.

Прочитайте стихотворение С.А. Есенина «Несказанное, синее, нежное...». Дайте свое толкование произведения.


Несказанное, синее, нежное...

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя - поле безбрежное -

Дышит запахом меда и роз.


Я утих. Годы сделали дело,

Но того, что прошло, не кляну.

Словно тройка коней оголтелая

Прокатилась во всю страну.


Напылили кругом. Накопытили.

И пропали под дьявольский свист.

А теперь вот в лесной обители

Даже слышно, как падает лист.


Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?

Все спокойно впивает грудь.

Стой, душа, мы с тобой проехали

Через бурный положенный путь.


Разберемся во всем, что видели,

Что случилось, что сталось в стране,

И простим, где нас горько обидели

По чужой и по нашей вине.


Принимаю, что было и не было,

Только жаль на тридцатом году -

Слишком мало я в юности требовал,

Забываясь в кабацком чаду.


Но ведь дуб молодой, не разжелудясъ,

Так же гнется, как в поле трава...

Эх ты, молодость, буйная молодость,

Золотая сорвиголова!




Олимпиадные задания на знание теории литературы для студентов 2 курса


--------------------------------------------------------------

Олимпиада по литературе для студентов 2 курса


Олимпиада по литературе 7 класс

Олимпиада по литературе 8 класс

Олимпиада по литературе 9 класс

Олимпиада по литературе 10 класс

Олимпиада по литературе 11 класс

Олимпиада по литературе для студентов 1 курса



Н а в е р х