Олимпиада по русскому языку 7 класс с ответами

Олимпиадные задания с ответами по русскому языку для 7 класса


Задание 1.


Объясните причины орфографических ошибок в словах:    жолтый,    вчира,    сапок,    ноч.


Ответ.

Ошибки объясняются отражением на письме особенностей звучания слов (не учитываются действующие орфографические правила) и особенностями системных связей отдельных звуков, а именно:

1. [жо] лтый – [ж] не имеет пары по мягкости (всегда твердый), а буква ё указывает на мягкость предшествующего согласного, поэтому для пишущего здесь «естественна» буква о, соответствующая твердому согласному;

2. вчира – [е], обозначаемый буквой е, в безударном положении произносится как звук, близкий к [и];

3. сапок –   [г], обозначаемый буквой г, на конце слова оглушается и произносится как   [к];

4. ноч] не имеет пары по твердости (всегда мягкий),  поэтому буква ь,    обозначающая мягкость предшествующего согласного, здесь, с точки зрения пишущего, «избыточна».


Задание 2.


Катя жалуется маме на щенка:

- Он мой тапок куда-то утащил!

Мама, улыбаясь, отвечает:

- Надеюсь, твойлюбимый юбок от него еще не пострадал?

Объясните, почему мама так ответила дочери.


Ответ.

Мама таким образом попыталась указать Кате на допущенную ею  ошибку – употребление слова тапок как существительного мужского рода, в то время  как  оно женского рода – тапка.


Задание 3.


Вставьте недостающие слова в пословицы и поговорки.

1. Всем сестрам по .....

2. В ..... омуте черти водятся.

3. ....... платит дважды.

4. ..... все стерпит.

5. Дела ...... , ...... пишет.


Ответ.

Всем сестрам по серьгам.

В тихом омуте черти водятся.

Скупой плати дважды.

Бумага все стерпит.

Дела идут, контора пишет.


Задание 4.


Есть ли родственная связь между словами аквариум, акварель, акваланг, акватория?


Ответ.

Все эти слова родственны с точки зрения их происхождения : они восходят к латинскому корню аква – вода , со значением которого все и связаны: аквариум – резурвауар, приспособленный для содержания, разведения и демонстрации водных животных и растений ; акварель – водяная прозрачная краска, а также живопись такими красками ; акваланг – устройство для дыхания человека под водой ; акватория – участок водной поверхности .


Задание 5.


Известный русский лингвист Александр Матвеевич Пешковский называл слова определенной категории «словами-хамелеонами». Что это за слова? Почему ученый их так назвал? Приведите 3-4 примера таких слов.


Ответ.

Это слова, переходящие из одной части речи в другую . Подобно хамелеону, меняющему свою окраску в зависимости от температуры и освещенности, они в зависимости от контекста приобретают различную лексико-грамматическую «окрашенность». Часовой (механизм) – относительное прилагательное, обозначающее признак предмета (механизма); часовой (на посту) – существительное, обозначающее лицо (человека).


Задание 6.


Прочтите фрагмент сказки А.Ремизова.

Странного человека медведь никогда не тронет, он знает! – говорил старик. – Встретишься с медведем, скажи ему: « Иди, иди, Мишка!< …>. И медведь уйдет.

Назовите устаревшее значение подчеркнутого слова. В каком значении это слово употребляется в современном русском языке?


Ответ.

В данном тексте слово употреблено в значении «странствующий, прохожий». В современном русском языке оно имеет значение «необычный, непонятный, вызывающий недоумение».


Задание 7.


Семиклассник Сергей прочитал другу страничку из своего дневника, где он вспоминает об одном из дней летних каникул. Тот с интересом выслушал Сергея, но потом заметил, что, если в записи кое-что поправить, рассказ станет еще интереснее. Согласны ли вы с ним? Отредактируйте рассказ Сергея.

Во вторник я проснулся рано утром, подбежал к окну, которое входило во двор, в котором еще никого не было. Но мотоцикл дяди Паши уже стоял у дома, в котором он живет. Я ощутил волну радости, которая нахлынула на меня, бросился к кровати, быстро застлал ее, торопливо позавтракал, схватил рюкзак, который собрал еще вечером, и быстро выбежал во двор и встретил там ребят, которые тоже были с рюкзаками. Потом вышел дядя Паша, который держал в руках удочки. И мы на велосипедах, а он на мотоцикле отправились на рыбалку на озеро, на котором рыбачили до самого вечера и наловили много рыбы.


Задание 8.


Отметьте неверное утверждение:

  1. Нужно писать поводок, так как приставки па- в русском языке не существует.
  2. Нужно писать расцепить, так как после приставки стоит глухой согласный ц.
  3. Нужно писать сбросить, так как приставки з- в русском языке не существует.

Ответ.

Неверно утверждение 1: приставка па- в присутствует в таких словах, как пасынок, падчерица . Ее значение – «ненастоящий», «неполный». Правописание же слова нужно проверять, ориентируясь на его значение и подбирая слова с ударными по- (п?вод) или па- (п?водок) .


Задание 9.


Какое слово в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина имеет иные грамматические признаки, чем в современном русском языке? Почему?

Лебедь нас к тебе послала

И наказом наказала

Славный город твой хранить

И ( дозором ) обходить.

Подберите однокоренные слова к выделенному слову. Выделите в них корень.


Ответ.

1,3. Лебедь в сказке Пушкина употреблено как существительное женского рода, потому что Лебедь – заколдованная царевна .

2. В современном русском языке оно относится к существительным мужского рода.

4. Дозор – взирать, зрение, зрячий, позор, обзор, кругозор, подзорная, взор и т.п.


Задание 10.


Почему в «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля среди слов на Е нет слова есть?


Ответ.

Слово есть до реформы орфографии 1918 года писалось с буквой Ђ («ять») – Ђсть, поэтому не могло оказаться среди слов, начинающихся на другую букву алфавита.

Задания к олимпиаде по русскому языку в 7 классе


Задание 1.


В приведённом ниже тексте расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.


Им...на людей часть истори... народа. Ученые уст... нови л и что в им... нах отр... жаются быт вер... ва-ния ча...ния ф...нтазия художестве(н, нн)ое творче­ство народов их исторические связи.

(Древне) русские им...на были своеобразными характеристиками людей. Имя д...валось человеку как пр...мета по которой можно было бы выд...лить его из семьи или рода по каким(либо) внешним при­знакам или по пол.. .жению в семье а иногда — по роду его занятий. Им...на д...вались не только в ран­нем детств... но и в зрелом возр...сте. При этом «взрослое» имя иногда жило одновреме(н, нн)о с «детским». В Древней Руси (н...)какой разн...ц... между им...нем и прозв...щем (не)было.

Им...на пр...несё(н, нн)ые на Русь вместе с хри­стианством были заимствова(н, нн)ы из языков мно­гих восточ(?)ных и европейских народов. В б...лынинстве своём новые слова были словами (древ­негреческого языка. Так Жданы и Храбры Волки и Леб...ди Прекрасы и Несмеяны ст.-.новились Васи­лиями и Кири(л, лл)ами Аннами и Евд...киями.


Задание 2.


Почему в «Словаре живого великорусского языка» В. И. Даля среди слов на е нет слова есть!


Задание 3.


Даны слова из языка неизвестного племени грибарей.
Подберите русский перевод к этим словам.
Как по-грибарски будет подосиновик , берёза!
Крумозорча - березовый,     кулорды - осиновый,     мозорды - осина,     кулортп - подберезовик


Задание 4.


Какие значения, не зафиксированные толковыми словарями, имеют в современной русской речи слова:
мыльница, прикид, кликнуть, забить, париться.
Попытайтесь сформулировать словарное определение этих значений.


Задание 5.


Как правильно писать слово ( с, сс ) у ( ж, жж ) е ( н, нн ) ый.


Задание 6.


Найдите и исправьте ошибки:


И тут Петька рассказал мне автобиографию своего знаменитого деда.

Слушая учителя, мне стало очень скучно.

Гаврила с раннего утра косил сено на лугу за речкой.


Задание 7.


В приведённом рассказе о подвигах знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки, исправьте орфографические ошибки, после чего перескажите содержание этого текста от третьего лица в одном предложении.

Мы ос...ждали какойто туре...кий город и пона­добилось нашему к...мандиру узнать многоли в городе пушек. Но во всей нашей арми... не нашлось храбр...ца который согласился-бы незаметно про-бра(т, ть)ся в неприятельский лагерь. Я стал рядом с огромнейш...й пушкой которая п...лила по турецкому городу и когда из пушки выл...т...ло ядро век.. .чил на него верхом и лихо поне(с, сс)я вперёд. Все в один голос во.. .кликнули Браво барон Мюнхгаузен! В эту минуту мимо меня прол...тало встреч(?)-ное ядро пуще(н, нн)ое турками в наш лагерь. (Не)долго думая я пересел на него и как(н...)(в)чём-(н...)бывало помчался обратно. Конечно, во время полёта я т...ательно пере...итал все туре...кие пушки и привёз своему к...мандиру самые точ(?)ные сведения об арт...(л, лл)ери... врага.


Задание 8.


Почему в «Словаре живого великорусского языка» В. И. Даля слово лес следует искать после слов липа, луг, лыжа, а в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова, наоборот, слово лес расположено перед всеми этими словами?


Задание 9.


Разберите по составу данные ниже слова и подтвердите ваш разбор словообразовательными цепочками.

Сногсшибательно, осточертеть, сутолока, понадоби­лось, добродетельный.


Задание 10.


В шуточной басне Козьмы Пруткова «Помещик и трава» рассказывается о том, как родину со службы воротясь, Помещик молодой, любя во всём успехи, Собрал своих крестьян: «Друзья, меж нами связь — Залог утехи; Пойдёмте же мои осматривать поля!» И, преданность крестьян сей речью воспаля, Пошёл он с ними купно. «Что ж здесь моё?» — «Да всё, — ответил голова. — Вот Тимофеева трава...» «Мошенник! — тот вскричал, — ты поступил преступно! Корысть мне недоступна; Чужого не ищу; люблю свои права! Мою траву отдать, конечно, пожалею; Но эту возвратить немедля Тимофею!» Оказия по мне, уж не нова. Антонов есть огонь, но нет того закону, Чтобы всегда огонь принадлежал Антону.

Объясните значения выделенных слов. В чём, повашему, причина гнева помещика?
Какой аргумент автор приводит в морали?


Задания олимпиады по русскому языку с ответами в 7 классе


--------------------------------------------------------------

Олимпиада по русскому языку 8 класс

Олимпиада по русскому языку 9 класс

Олимпиада по русскому языку 10 класс

Олимпиада по русскому языку 11 класс

Олимпиада по русскому языку для студентов 1 курса

Олимпиада по русскому языку для студентов 2 курса



Н а в е р х