Олимпиада по русскому языку 8 класс с ответами

Олимпиадные задания с ответами по русскому языку для 8 класса


Задание 1.


Прочитайте слова, соблюдая ударение. Чем вы объясните, что они различаются в произношении (1-й и 2-й столбики)? Докажите свою мысль, включив данные пары слов в словосочетания или предложения. Запишите их.

Пиленный - пилёный

варенный – варёный

ученный – учёный

сушенный – сушёный

точенный – точёный

названный – названый

посаженный – посажёный


Задание 2.


Расставьте ударения в следующих словах.

Поняла, договор, языковое явление, приняла, обеспечение, дефис.


Задание 3.


Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Актуальный, антракт, ситуация, лозунг, миссия, финал, эпилог, имитация, пролог.


Задание 4.


В каком из предложений слово пробежала употреблено как метафора?

1) Девочка пробежала через мост, неся на плечах маленькую сестренку.
2) Вся жизнь Дарьи пробежала незаметно для неё.
3) Свежая струя воздуха пробежала по моему лицу.


Задание 5.


Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных.

Грамм, дело, мандарин, место, носки, помидор, рельсы, чулки, яблоки.


Задание 6.


Замените одним словом следующие фразеологизмы. С одним из синонимов составьте предложение.

Зарубить на носу, мозолить глаза, точить лясы, клевать носом.


Задание 7.


К каким частям речи относятся слова?

Пять, пятеро, пятый, пятерочка,пятка, впятером, в-пятых.


Задание 8.


Какова основная мысль данного отрывка? Как она выражена?

Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком,
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком. (С. Данилов)


Задание 9.


Какой из дедушек “мой”? Почему?

1) Дед, в лохматой шапке, в подшитых валенках, сидит на завалинке.
2) Дед в лохматой шапке и в подшитых валенках сидит на завалинке.


Задание 10.


Какая ошибка допущена в предложении? Исправьте ее.

Заниматься ему ничего не мешало.


Ответы к олимпиадным заданиям по русскому языку 8 класс


Задание 1.

Слова с одним    -    н    - это причастия, перешедшие в прилагательные. Различие в произношении объясняется наличием ударения в словах, являющихся главными в словосочетании. Пиленный электропилой - пилёный лес; варенный на медленном огне -варёное мясо; ученый наизусть - учёный человек; сушенный на солнце - сушеный гриб; заточенный на круге - точёный профиль; названный в честь героя- названый брат посаженный в кресло - посажёный отец.


Задание 2.

Поняла, договор, языковое явление, приняла, обеспечение, дефис.


Задание 3.

Актуальный - важный; антракт - перерыв; ситуация - обстановка, совокупность обстоятельств; лозунг - призыв; миссия - представительство, задание, роль; финал- завершение, конец; эпилог - заключительная часть; имитация - подражание, подделка; пролог - вступительная часть.


Задание 4.

Во 2-м и 3-м предложениях слово пробежала употреблено как метафора.


Задание 5.

Грамм- граммов; дело - дел; мандарин - мандаринов; место - мест; носик - носков; помидор - помидоров; рельсы - рельсов; чулки - чулков; яблоки - яблок.


Задание 6.

Зарубить на носу - запомнить; мозолить глаза - надоедать; точить лясы - разговаривать; клевать носом - дремать.


Задание 7.

Пять - количественное числительное; пятеро - собирательное числительное; пятый - порядковое числительное; пятерка - существительное; пятак - существительное; впятером - наречие; в-пятых - наречие.


Задание 8.

Этот отрывок посвящен важности русского языка. Основная мысль выражена посредством употребления слов в переносном значении.

Переносное значение имеют слова: ключ - то, что служит для разгадки, понимания чего-нибудь, овладения чем-нибудь; вселенная - вся система мироздания, весь мир; всеохватный - охватывающий, включающий в себя, все, всех.


Задание 9.

В предложении с обособленным определением указывается на известного человека. Именно в первом предложении “свой” дедушка.


Задание 10.

В предложении неверная форма дополнения: оно должно быть выражено местоимением в форме винительного падежа.

Олимпиадные задания по русскому языку для 8 класса


Задание 1.

Поставьте ударение в словах:
позвонит, туфля, обеспечение, намерение, духовник, черпать, каталог, усугубит, ходатайство, сироты.


Задание 2.

Укажите ошибки в образовании слов, реконструируйте их норму:
Меня не раз охватывал смех глядя на комедию «Ревизор».
Она прекрасная педагог.
Великие учители человечества.
Читатели газеты уделяют огромное внимание на рубрику «Мир глазами путешественника».
Посмотрев фильм началась работа над рецензией о нем.


Задание 3.

Объясните лексическое значение слов и составьте с ними предложения:
приоритет, верстать, артерия, дилетант, менталитет.


Задание 4.

Произвести морфемный и словообразовательный разбор слов:
вороненый, вознаграждение, губчатый, зернохранилище, переливчатый.


Задание 5.

Произвести полный синтаксический разбор предложения, расставить знаки 
  препинания:
  Время от времени ветер изменял свое направление и тогда слышались с реки 
  отрывистые крики народа толпившегося на берегу и ожидавшего парома который 
  чуть видимою точкой чернелся на более и более бледневшей поверхности воды 
  влача за собой огненную искристую полосу света.


Задание 6.

К заданному слову «дорога» подобрать три синонимических ряда:
1 – существительные; 2 – существительное + прилагательное; 3 – существительное + глагол.


Задание 7.

К данным словам (словосочетаниям) подобрать фразеологические обороты:
молчать, предмет общих пересудов, уводить разговор в сторону, ничего не делать, выполнить без помех.


Задание 8.

К данным словам иностранного происхождения придумать русские 
  синонимы:
  респондент, прерогатива, мемуары, менталитет, сентиментальный.


Задание 9.

Какой принцип звукописи лежит в основе данного стихотворения и какой 
  художественный образ он создает в данном стихотворении:
  По небу голубому
  Проехал грохот грома,
  И снова все молчит.
  А миг спустя мы слышим,
  Как весело и быстро
  По всем железным крышам,
  По цветникам, скамейкам,
  По ведрам и по лейкам
  Веселый дождь стучит.


Задание 10.

В каком варианте указаны ряды слов, относящихся к одной части речи?

а) Вдвоем, двойка, второй, удвоить.

б) У кого – то, своя, тебе, ничей.

в) Вымытый, брызжущий, отправлена, приплывший.

г) Повыше, высота, возвысив, превысил.

 

1. А Б   2. Б В   3. В Г  4. А Б


Задание 11.

Какое слово соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание, суффикс.

а) сгорбившись

б) продвигался

в) разгорясь

г) неразумно


Задание 12.

Просклоняйте числительное

3 6 7 5 2 8 4 4 9


Задание 13.

В каком случае НЕ пишется слитно?

а) (не) желая сознаваться

б) книга (не) издана

в) (не) смотря  на плохое здоровье

г) (не) прекращавшийся ни на минуту дождь


Задание 14.

Определите, что изучают эти науки.

а) этика

б) экономика

в) эмбриология

г) этимология

е) эстетика


Задание 15.

Определите тему и идею приведенных пословиц.

Учиться – что тележку в гору тащить.

По платью встречают, а по уму провожают.


Задания олимпиады с ответами по русскому языку в 8 классе


--------------------------------------------------------------

Олимпиада по русскому языку 7 класс

Олимпиада по русскому языку 9 класс

Олимпиада по русскому языку 10 класс

Олимпиада по русскому языку 11 класс

Олимпиада по русскому языку для студентов 1 курса

Олимпиада по русскому языку для студентов 2 курса



Н а в е р х